Протвино: между наукой и "Единой Россией"

Протвино: между наукой и "Единой Россией"

В воскресенье в маленьком подмосковном Протвино происходили большие события: выбирали муниципальных депутатов. А выбор был огромный: на 20 мест 140 кандидатов, за что спасибо местному ТИК. Не мудрствуя лукаво, там регистрировали всех, кто заявился. Жалобы конкурентов друг на друга упрямо отклоняли, видимо, не желая идти против демократии. Протвинский городской суд хранил нейтралитет, в свою очередь отклоняя иски на решения ТИК или оставляя их без движения.

Но есть ведь еще Мособлсуд. В общем, не мытьем так катаньем восемь человек удалось снять, и среди них самых известных: нынешнего мэра, предыдущего мэра, нынешнего председателя Совета депутатов, известного бизнесмена и его команду. В кои-то веки жители Протвино могли выбирать кого душе угодно без оглядки на авторитеты.

Первый УИК, который я посетила в 9.30 утра, находился в школе на самой окраине города. Меня зарегистрировали как журналиста без каких-либо вопросов и показали место, откуда можно снимать. Надо отдать должное, места с табличками "наблюдатели" и "пресса" были самые что ни на есть козырные с прекрасным обзором, столами и стульями, а на некоторых УИК и с мягкими диванами. Ни на одном из 9 посещенных мной УИК наблюдателей не обидели местом.

Бюллетени были очень длинными, по 25-40 кандидатов на каждый округ. Отметить можно было не более пяти имен. Снятых накануне кандидатов из бюллетеней вычеркнули прямо ручкой. Как правило, избиратель получал бюллетень и шел к информационному стенду изучать анкеты кандидатов своего округа. Потом шел в кабинку, довольно долго там пыхтел, находя нужные фамилии, складывал простыню вдвое и опускал в урну. Этот процесс занимал порой до получаса и порождал самое распространенное (и единственное) нарушение на этих выборах. В кабинку стремились зайти по двое, чтобы обсуждать и помогать друг другу ставить галочки. Комиссия терпеливо разводила парочки по кабинкам, и они продолжали общаться друг с другом через перегородки.

А когда папаша семейства, рассаженного по кабинкам, собрал со всех своих бюллетени и пачкой понес их к урне, наперерез ему с жутким воем кинулась вся комиссия и наблюдатели, а полицейский загородил выход из участка. Мужчина выпустил из рук пачку, схватился за сердце, и семья поспешила вон, повторяя в ужасе "господи, вброс".

На уик 2405 на другом краю города, куда я добралась в 18.30, меня внезапно спросили про аккредитацию в ТИК. Я ответила, что СМИ это не требуется. Но председатель начала звонить некой Альбине Андреевне в ТИК и зарегистрировала меня только после ее одобрения. "У нас скандал сейчас был, - сказала мне полушепотом секретарь комиссии. - Приходили журналисты из "Голоса", а их не пустили". На двух следующих участках сцена со звонками Альбине Андреевне повторилась.

На подсчет я пришла на уик 2406 в 4-м округе. Среди кандидатов там значился молодой единоросс Артем Звонарев, под которого, по разговорам жителей, расчищалось место мэра. В восемь часов председатель закрыла участок, и комиссия приступила к подсчетам. Зрителей, а их оказалось на мое удивление человек 12, попросили отступить от стола и не мешать. Председатель руководила грамотно, не нарушив ни одной процедуры. Она постоянно обращалась к наблюдателям за одобрением, делала все, чтобы каждое действие комиссии было на виду, позволила стоять у себя за спиной и вокруг стола во время подсчета. Быстро подсчитали бюллетени в переносных и стационарных ящиках. А я все думала, как же они будут оглашать 1000 бюллетеней и как считать голоса за 40 кандидатов. Затем члены комиссии расселись у стола, перед ними на белых листах лежали пачки разноцветных стикеров с номерами кандидатов. Стикеры в пачках были заранее пронумерованы десятками и сотнями. Бюллетени оглашали двое - председатель и ее зам - по переменке. Заняло это 2,5 часа. Но вряд ли кто-то скучал: все кто не в комиссии, а помимо наблюдателей и СМИ это были шестеро кандидатов, занимались какими-то своими подсчетами, пытаясь угадать результат. В 23.30 подсчет был окончен, увеличенная форма протокола заполнена, последней строкой вписано число жалоб - ноль.

На участке победили пятеро - физики из ИФВЭ Беззубов, Костин и Соколов, врач Подольский и председатель ТСЖ Жаченкова, оба из "Единой России". Мы разошлись, поздравляя друг друга, и с тревожным чувством ожидания окончательных результатов выборов. Утром я первым делом посмотрела ГАС Выборы: физики взяли 6 мест, единороссы получили 9, один пенсионер, один адвокат, один спортсмен-инвалид, один эколог и один коммунист.

Автор Татьяна Пичугина.

Фото автора.

15.9.2014

Следующая запись

Предыдущая запись