Дело не в урнах

Дело не в урнах

Кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев считает, что выборы будут честными. Карусели и вбросы исключены. Максимум, что можно ожидать – подвозов от штаба Собянина, и Навальный что-нибудь замутит.

Организовать интервью с кандидатом в мэры столицы от ЛДПР Михаилом Дегтяревым оказалось делом нескольких минут. Я просто отправила ему вопрос в твиттере, а он мне ответил. Вечером позвонила его пресс-секретарь и пригласила на ярмарку меда в Коломенском, где планировалась акция в поддержку кандидата. Мед так мед. Я приехала в субботу в половине двенадцатого. У входа в павильон уже толпились активисты партии – все как на подбор крепкие самоуверенные парни. Они раздавали брошюры с программой кандидата, газеты и размахивали флагами. Ждали лидера партии Владимира Вольфовича. Приехали съемочные группы и их повели на место действия.
- Он будет медом торговать, - объяснял корреспондентам координатор столичного отделения ЛДПР Борис Чернышев.
Приехал Михаил Дегтярев с семьей, кинул соратникам «Привет, команда» и зашел в павильон. Немного походил в одиночестве у прилавков, попробовал мед. Вскоре началось движение. В ярмарочный павильон зашел Жириновский, как и положено в таких случаях, в кепке. Подошел к первому от входа прилавку и приступил к торгу.
- Полкило меда. Продайте за 100 рублей. Кто хочет купить за 100 рублей?
Потянулись люди со всех концов павильона. Владимир Вольфович ходил от прилавка к прилавку, от башкирского меда к алтайскому, каждый раз снижая цену. Из сопровождавшей его толпы он вытягивал кого-нибудь и предлагал купить баночку по его, специальной, цене. На пути ему попался молодой человек. После короткого обмена репликами Жириновский закричал:
- Чернышев! Запиши парня, будет в качалке у нас работать. Вот так с улицы пришел, и пусть работает у нас.
У очередного прилавка с медом лидер, повернулся к толпе и спросил:
- Где здесь пенсионерка?
Вместо пенсионерки перед ним стояла молодая симпатичная журналистка.
- Вот пенсионерка, иди сюда, - сказал Жириновский и заставил ее пробовать мед.
Он уже сбил цену до 20 рублей за полкило. Но продать его было некому. Вокруг плотно стояли только соратники по партии.
- Алтайский мед, баночка, кто хочет? Чернышев! Я зачем сюда пришел? Чтобы общаться, а людей нет.
- Владимир Вольфович пришел сюда, чтобы выслушать жалобы жителей, представить кандидата в мэры столицы от ЛДПР, чтобы москвичи могли обращаться к нему со своими проблемами, - пояснила мне пресс-секретарь Дегтярева – Евгения Дубницкая.
- Куда идти? Журналисты, наверное, уже устали, - сказал Жириновский и направился к выходу. По пути ему встретился мальчик, молодожены, и только на улице, наконец, у него нашлось время для представления своего протеже – самого молодого кандидата в мэры столицы.
- Безупречный кандидат, - говорил лидер ЛДПР, позируя рядом с высоким спортивным Михаилом. - Здоровая семья, ребеночек 8 месяцев. Старший сын ездит на обычной машине (малыш приехал на игрушечном автомобиле – прим. ТП).
- Мы совсем его не видим. Я приехала с детьми в Парк Коломенское, чтобы хоть иногда быть всем вместе. Пусть даже у него тут агитация, – рассказала мне супруга Михаила - Галина. Они познакомились в коммерческой компании в Самаре, где Дегтярев работал инженером, а Галина проходила практику. Она экономист. Михаил уже тогда занимался политикой. По ночам вместе листовки расклеивали, а через несколько лет поженились.
- Мы считаем, что ярмарки необходимы. Будет ошибкой их закрывать. – Объяснял Дегтярев двум журналистам с интернет-канала ЛДПР и мне. Телевизионщики федеральных каналов уехали вслед за лидером. – На ярмарках люди могут купить экологически чистые продукты по низкой цене. Перекупщиков мы уберем. Никаких мигрантов.
В предвыборной программе Дегтярев предлагает с 2015 года «запретить использование труда иностранных граждан в розничной торговле». По его логике, это поможет установить в городе порядок. Но сначала надо побороться на выборах за пост мэра.
- Какие на ваш взгляд, главные проблемы этих выборов? – спросила я.
- Исключительно СМИ - ангажированность государственных СМИ Собяниным и либеральных СМИ «пустышкой» Навальным. Мы не имеем доступа к СМИ, нас очень мало показывают. Сегодня благодаря Владимиру Вольфовичу здесь ажиотаж, несколько камер. Я каждый день провожу 2-3 встречи, а по телевизору показывают других кандидатов.
Я решила уточнить свой вопрос.
- В механизмах предвыборного и выборного процессов можете выделить серьезные проблемы? Сейчас много инициатив по улучшению выборов. Кто-то предлагает прозрачные урны, кто-то полупрозрачные (11 августа ЦИК поддержал инициативу единороссов использовать прозрачные урны на избирательных участках – прим. ТП).
- Дело не в урнах. Основная сложность - в голосовании на дому и в открепительных удостоверениях. Мы последние 20 лет выступали против этих вещей, и вообще, я считаю, что голосование должно быть обязательным. Когда гражданин высказывает претензии к власти, то власть вправе спросить: «А вы приходили на выборы?». Если человек не приходил, то о каких претензиях идет речь, если он власть не выбирал. Если бы 100% ходили на выборы, то побеждали бы самые чистые честные кандидаты с самыми взвешенными программами. А не те, которые на низкой явке имеют ресурсы мобилизовать своих избирателей, а сегодня это в основном администрация.
- Как вы относитесь к инициативе о спецучастках, куда будут доставлять инвалидов на такси?
- Хорошая идея. Я в своей программе уделяю много внимания созданию комфортной среды для людей с ограниченными возможностями. На дому идет ангажированное голосование. Работники соцслужб исподволь разными уловками агитируют за кандидатов от власти. А на участке больше шансов на объективное голосование. Там есть возможность проконтролировать, в том числе наблюдателями оппозиции.
- Думаете, выборы будут честными или остались лазейки для обмана – каруселей и прочего?
- Таких технологий я не ожидаю на этих выборах, потому что к ним очень высокий интерес. Десять тысяч с лишним наблюдателей мы ожидаем. Такие топорные технологии как вбросы, карусели практически на этих выборах исключены, но возможны агитация в день голосования, подвоз. Это классические приемы административного ресурса.
- То есть административный ресурс будет?
- В таких формах, конечно.
- Можно его как-то нивелировать?
- Будем пресекать. У нас будут мобильные бригады. В Общественный штаб по наблюдению за голосованием мы направили двух депутатов - Ярослава Нилова и Андрея Свинцова, которые будут ездить по Москве в день выборов и своим авторитетом разрешать конфликтные ситуации. Кстати, я ожидаю подвоза и других не очень чистых технологий от «кировского узника», потому что у него гигантский бюджет.
- Есть факты?
- Это мои ожидания. Потому что он и его штаб с самого начала демонстративно пренебрегают законом.
- Что вы думаете по поводу яндекс.денег и вообще электронных денег в выборном процессе?
- Это чистой воды наглое и вызывающее пренебрежение законом. Никто не мешает по 2-3 тысячи жертвовать на специальный счет кандидата. … Часть денег там [у Навального] мутного происхождения, возможно, из-за рубежа (12 августа Генеральная прокуратура обнаружила иностранное финансирование избирательной кампании Навального – прим. ТП).
- Ожидаете сливов, компромата? На вас, например?
- Будет. Уже началось.
Вообще-то, в биографии Михаила Дегтярева не к чему придраться. Из семьи врачей. Окончил факультет двигателей летательных аппаратов Самарского аэрокосмического университета. Там же получил специальность менеджера. Правда, в аспирантуре что-то засиделся девятый год.
- У вас есть слабые места, на которые могут нажать? Вы были в движении «Наши».
- Никогда в Наших не был, был до 2003 года в «Идущих вместе» (после 2005 года назвалось «Наши» - прим. ТП), а потом закончились мои отношения с этой тусовкой.
- Почему вы все еще аспирант?
- Я соискатель кафедры автоматических систем энергетических установок (с 2004 года в аспирантуре СГАУ, с 2008 – соискатель – прим. ТП). У меня публикации, патенты. Я не защищаюсь, исключительно потому, что постоянно идут избирательные кампании. Я хотел этим летом сосредоточиться, подготовиться и осенью защитить диссертацию. Она ведь готова, станок по моему патенту построили, материал получили новый на нем. Исследовали свойства. Но опять выборы.
- В вашей программе написано о перепрофилировании городских вузов в инженерные. Как вы будете это делать?
- Не все же вузы. Постепенно будем открывать новые специальности, нужные городскому хозяйству и системе управления. Мы и в РАН хотим предложить создать отделение урбанистики.
- В РАН? Ее же ликвидируют?
- Я поддержал законопроект о реформе РАН, не доверю я дедушкам-академикам в вопросах управления собственностью.
- Не думаете, что недвижимость РАН, расположенную в элитарных районах Москвы, могут приватизировать?
- Опасения всегда есть. Но у РАН нет собственности, всем владеет Российская Федерация. Недвижимостью просто будет распоряжаться федеральное агентство, подчиненное напрямую премьер-министру. Его на три года возглавит сам Владимир Фортов. Это моя, кстати, поправка прошла. Президент Фортову предложил совместить посты главы РАН и агентства, а я тремя днями раньше в своем твиттере тоже самое написал, а следом поправку внес. Я еще порадовался, что мыслю похоже с Президентом.
С этого момента мне захотелось расспросить Михаила подробнее и о голосовании за законопроект о реформе госакадемий, и о поправках, которые он внес, и о его взглядах на научно-образовательную политику мегаполиса. Но это слишком серьезная и горькая тема, чтобы обсуждать ее в спешке среди банок с медом.

Татьяна Пичугина специально для Гражданина Наблюдателя.

На фото: Владимир Жириновский и Михаил Дегтярев общаются с избирателями на ярмарке меда в Коломенском. 9 августа 2013. Фото Татьяны Пичугиной

12.8.2013

Следующая запись

Предыдущая запись