2 октября в Нижнем Новгороде совершила самосожжение у здания ГУ МВД главный редактор регионального издания «Коза пресс» Ирина Славина. От полученных ожогов журналистка скончалась. В своем последнем посте в Фейсбуке она написала, что винит в своей смерти Российскую Федерацию.
Это произошло после того, как рано утром 1 октября у нее дома провели обыск по делу о сотрудничестве с нежелательной организацией. Несмотря на то, что она была объявлена всего лишь свидетелем, у Ирины изъяли всю технику, а одеваться ей пришлось под надзором сотрудников полиции. При этом, из-за своей общественной активности, включающей освещение выборов и участие в наблюдении, на протяжении нескольких лет она подвергалась систематическому преследованию со стороны силовиков.
Поводом для обысков стали тренинги «Голоса» для наблюдателей, которые нижегородская полиция пыталась сорвать еще 8 и 9 сентября – накануне старта досрочного голосования. Проведение тренингов позднее стало приписываться «Открытой России», хотя организация Михаила Ходорковского не имела к ним ни малейшего отношения. Более того, отделения «Открытой России» вообще нет в регионе.
Обыски с участием Следственного комитета России, СОБРа, Центра по противодействию экстремизму также прошли у других граждан, задействованных в наблюдении:
предпринимателя и собственника помещения, где проходили обучающие мероприятия, Михаила Иосилиевича (на него завели уголовное дело);
двух незарегистрированных кандидатов в депутаты городской думы — координатора Штаба Навального в Нижнем Новгороде Романа Трегубова и заместителя председателя регионального отделения партии «Яблоко» Алексея Садомовского;
журналиста Дмитрия Сливочника;
гражданских активистов Михаила Бородина и Юрия Шапошникова;
также приходили домой (но не застали на месте) к кандидату от партии «Яблоко» Наталии Резонтовой.
Обыски также прошли в мастер-класс-кафе «То самое место», в котором и проходили семинары для наблюдателей. Наблюдатели неоднократно расплачивались своими здоровьем и свободой за стремление сделать выборы честными, не допустить фальсификаций и нарушений. Но смертей пока не было.
Конституционный суд России указывает на неотъемлемость права граждан осуществлять контроль за соблюдением процедур волеизъявления, поскольку право граждан на участие в управлении государством не исчерпывается обеспечением лишь самого по себе свободного участия в голосовании. Интересы граждан и государства не являются тождественными и могут вступать в противоречие. В условиях демократического правового государства гражданину не может быть отказано в праве на осуществление контроля над процедурами, связанными с подсчетом голосов и установлением итогов голосования (Постановление КС от 22.04.2013 № 8-П). Такое представительство призвано гарантировать легитимность результатов выборов в глазах избирателей, а противодействие ему ведет к подрыву доверия граждан к институту выборов.
Гибель Ирины Славиной теперь станет очередным, и очень серьезным, вызовом для политической системы России.