Рассказ о нашем наблюдении в Псковской области

Рассказ о нашем наблюдении в Псковской области

На Единый день голосования десант ГН в составе Михаила Воронкова и Анны Антоновой направился в Псковскую губернию, помогать с наблюдением и координацией в Невельский район на юге области.
Учитывая, что это было первые выборы с трехдневной новой досрочкой, от наблюдателей требовались недюжинные усилия. Много слов было сказано об этом безобразии, я позволю себе процитировать Льва Шлосберга:
"Результаты «трёхдневных выборов» – это не результат выборов. Это результат публичного убийства выборов организованными преступными группами, действующими по предварительному сговору с использованием властных полномочий и с особым цинизмом. По итогам 13 сентября 2020 года в стране тысячи людей стали уголовными преступниками, в первую очередь члены участковых комиссий.

Все демократические политики, которые в этих условиях были избраны, – это люди, прошедшие сквозь стены. Почти во всех таких случаях избирательные комиссии работали по закону. Эти исключения, с одной стороны, показывают, что возможности для отдельных достижений сохраняются – но уже только в виде исключений.

Система не просто изменилась. Она стала принципиально другой, когда произвол является замыслом. По существу – умыслом. Этот умысел активизировал всех фальсификаторов выборов не только в избирательной системе, но во всей политической системе. Они почувствовали себя востребованными и – что очень опасно – защищенными, безнаказанными. Можно ли двумя словами описать новый уклад российской избирательной системы? Можно. Вот эти два слова: можно всё.

Все эти умышленные злодеяния доказывают: власти боятся честных выборов больше, чем политической смерти. Потому что честные выборы это и есть их политическая смерть. Нет у них страха сильнее, чем потеря власти. Нужно делать именно то, чего власти боятся больше всего – ходить на выборы. Если мы не будем делать эту работу, её не сделает никто".
Следует сказать, что Псковская область не была среди злостных нарушителей, однако и здесь нарушения зафиксированы и были они типовыми. На мой взгляд, источником этих нарушений является низкое качество квалификации и профессионализма участковых комиссий, а не злой умысел. А вот ТИКи вели себя агрессивно во всех районах, где были наши ПСГ.
Типовые нарушения комиссий в Псковской области:
1. Ограничение прав на видео и фото съемку. Практически все председатели комиссий указывают на место, над которым висит лист А4 с надписью "Место для фото и видео съемки для наблюдателей", забывая о том, что ПСГ не нуждается в конкретном месте и может снимать по всей территории УИКа.
Доходило до смешного: на 580-м УИК города Невель председательница заставила даже ПРГ снимать только с указанного места.
2. Отдельный блок связан с нарушением голосования на придомовой территории, в простонародье называемом "на пеньках". Поскольку на выборах трехдневное голосование было впервые (голосование по поправкам в Конституцию, как мы помним не подчинялось 67 ФЗ, ха-ха), то и опыта у комиссий такого не было ранее. В Великолукском районе комиссии вообще заменили придомовое голосование на надомное, оригинальное нарушение! Мы обнаружили несколько нарушений правил постановления ЦИК, в частности, на придомовом голосовании не было никаких стульев, плакатов с кандидатами, не обеспечена тайна голосования и пр.
3. В Себежском районе вообще произошло эпичное: уже во время голосования Кассационный суд в Санкт Петербурге признал снятие кандидата от партии ЛДПР Алексея Харлашина недействительным и восстановил его в правах. Избирательная комиссия Псковской области узнала об этом в субботу в середине дня и в связи с этим была вынуждена прекратить голосование. В этот же день был напечатан новый тираж бюллетеней. Предыдущий тираж был уничтожен и 13 числа вновь восстановленные кандидаты приняли участие в голосовании.

Мы проехали по отдалённым комиссиям Невельского района Псковской области (юг Псковщины) и отметили, что сами комиссии зачастую расположены в разрушающихся постройках, что производит гнетущее впечатление: проваливающиеся дощатые полы, неотапливаемые помещения, старые ДК, которые открывали последний раз на выборах президента РФ 2018 года и пр. Несмотря на это, многие члены УИК работают профессионально, на контакт идут охотно, хорошо воспринимают "наблюдателей из Москвы", в отличии от местного ТИК, в котором пришлось побороться за права избирателей. О работе ТИК Невельского района нами была подана жалоба, на которую предсказуемо был получен отказ от областной комиссии. В целом, хочется отметить, что критических нарушений, таких как фальсификации, вбросы и карусели в Псковской области нами не было отмечено, однако статистика явки на досрочном трехдневном голосовании явно показывает за кого были отданы эти голоса.
Выводы, как говорится, напрашиваются.
Текст и фото: Анна Антонова, Гражданин наблюдатель.

17.9.2020

Следующая запись

Предыдущая запись