Общеизвестным условием любых демократических выборов являются равные возможности для ведения предвыборной агитации. Очевидно, что если одной партии разрешить агитировать за свою программу раньше, чем другой, то первая партия получает необоснованные преимущества. В этом случае назвать выборы равными нельзя. Логично, что это равенство должно быть реальным — не предполагается наличие в законе лазеек, позволяющих одной из партий начинать кампанию раньше времени.
В 2016 году «Единая Россия» нашла способ начать агитацию намного раньше старта предвыборной кампании в Государственную думу. Метод получил название - «Внутрипартийные выборы» («Праймериз»). Слово «праймериз» российскому избирателю до конца 2015 года было малоизвестно и ассоциировалось с США. Однако федеральные государственные телеканалы по странном совпадению с конца 2015 года стали широко освещать проходящие в США перед президентскими выборами праймериз. Ранее российские государственные СМИ особо не говорили о праймериз. Из уст руководства Единой России, а также с многочисленных агитационных щитов и со страниц госСМИ транслировались следующие мысли:
1. Кандидатом в депутаты от «Единой России» станет только победитель (праймериз, который наберет большинство голосов 22 мая 2016 года;
2. Участие в праймериз обязательно для выдвижения от ЕР.
В России закон не регламентирует каким образом партия будет отбирать выдвигаемых от нее кандидатов. Обычная форма отбора — партийные собрания и конференции, где делегаты голосуют за заранее подготовленный партийным руководством список. Эти собрания нельзя назвать нарушением агитации, так как они проводятся в закрытом режиме, а кандидаты не выходят к беспартийным избирателям. Вот этим пробелом в законах Единая Россия воспользовалась.
Американский оригинал
Принципы праймериз перед президентскими выборами в США следующие:
1. Человек, желающий выдвинуться от одной из двух крупных партий, обязан принять участие в общефедеральном голосовании. Если он получит более половины голосов избираемых населением выборщиков, то партия обязана выдвинуть его в качестве кандидата на пост президента США вне зависимости от того нравится ли он руководству или нет. Так Д. Трамп получил более половины голосов выборщиков и автоматически стал кандидатом от Республиканской партии, хотя нравился далеко не всем ее лидерам.
2. Если каждый кандидат набрал менее половины голосов выборщиков от народа, то претендента избирают в том числе «суперделегаты», то есть партийные функционеры. В 2008 году Б. Обама набрал голосов избирателей немного меньше (менее, чем на 300 тыс.), чем его соперница. Но за счет голосов «суперделегатов» он был выдвинут от Демократической партии.
3. Широкая предвыборная агитацию - каждый кандидат может выступать против другого кандидата. Также кандидаты участвуют в дебатах, где им вопросы могут задавать в том числе лица «с улицы».
Российская «копия»
Принципы «праймериз» Единой России 22 мая 2016 года:
1. Для выдвижения от ЕР в качестве кандидата в ГД необязательно участвовать в праймериз. Более 20 человек (в основном главы регионов), не участвовавших в голосовании, были включены в списки кандидатов на «проходных местах» решением партийного руководства;
2. Для выдвижения от ЕР необязательно выигрывать праймериз. В Свердловской области лица, занявшие по итогам голосования 9-е и 10-е места были поставлены на 2-е и 3-е места в региональном партийном списке по решению руководства;
3. Победитель праймериз Единой России мог быть не выдвинут просто по прихоти руководства партии вне зависимости от числа поданных за него голосов граждан. По 18 одномандатным округам, где прошло голосование, Единая Россия не выдвинула никого. При этом результаты голосования в этих округах не отменялись.
4. Дебаты перед голосованием мало походили на дискуссию — кандидатам было запрещено агитировать друг против друга, а на сами дебаты допускали только представителей групп поддержки кандидатов. Только они могли задавать вопросы участникам «дебатов». Ни журналисты (кроме ведущего), ни посторонние такой возможности не имели.
5. В бюллетене каждый избиратель мог поставить галочки хоть за всех кандидатов. Понять сколько граждан проголосовало за того или иного участника невозможно.
Видно, что «праймериз» Единой России не были праймериз (внутрипартийными выборами), так как на них не определялось, кто будет кандидатом от этой партии.
Что это было 22 мая 2016 года?
«Праймериз» Единой России стали прекрасным способом провести раньше времени предвыборную агитацию как за партию, так и за ее кандидатов:
1. Обеспеченные участники праймериз (как правило, действующие депутаты Госдумы от Единой России) уже в апреле — мае 2016 года размещали всюду свои агитационные щиты, баннеры, в которых излагали свою программу. Кандидаты от других партий смогли это делать только в июле — сентябре 2016 года - в «летние месяцы», когда значительная часть избирателей по месту жительства не находится.
2. Многочисленные участки «праймериз» стали местом агитации за Единую Россию. Пришло более 10 млн избирателей, поэтому агитационное преимущество перед конкурентами колоссальное.
3. Поддержку оказали «праймериз» некоторые региональные избирательные комиссии, нарушив принцип равенства партий. Так, комиссия Алтайского края предоставила на безвозмездной основе Единой России закупленные на бюджетные деньги избирательные урны и информационные стенды.
Что делать?
Предложить законодателю закрыть лазейку для неравной предвыборной агитации, приняв закон, регламентирующий проведение праймериз и устанавливающий обязательность их результатов для партии. Никто не требует, чтобы каждая партия отбирала кандидатов в форме праймериз, которые стоят недешево (особенно, если они проводятся не в электронной форме). Но если партия решилась на праймериз, которые неизбежно сопровождаются массированной агитацией среди беспартийных, то они должны быть регламентированы законом. На известном портале идет сбор подписей под петицией к президенту РФ, которая содержит предложения по регламентации праймериз - https://www.change.org/p/путину-владимиру-владимировичу-обязать-единую-россию-принять-результаты-собственных-праймериз Предлагаемые в ней идеи не являются истиной в последней инстанции, но сам посыл правильный — не допустить на следующих выборах неравной агитации под видом «праймериз».
Иван Абатуров