Что-то сломалось. Конец выборов

Что-то сломалось. Конец выборов

На часах 3 часа ночи с воскресенья на понедельник. Люди спят и не знают, что проснутся уже в новой (а может быть, слишком старой, если вспомнить СССР) реальности. За окном льет дождь. В общественном штабе по наблюдению за выборами скучная тишина. ЦИК прекратил текущую публикацию данных по подсчету голосов – как застряли на 35% обработанных протоколов, так и ни тпру, ни ну. Данные по электронному голосованию в Москве тоже зависли. В половине 12-го ночи зампред ЦИК Николай Булаев объявил, что результаты будут через «сорок минут-час». Ждали три часа — не дождались. Позже начальник «электронки» Илья Массух, аккуратно оговорившись, что за московскую платформу он не отвечает, дал понять, что в системе что-то сломалось и пообещал данные к 5 утра. Одновременно из ряда московских ТИК сообщают, что задерживается прием данных ГАС «Выборы». Тоже, видать, поломка?

Прикипевший сердцем к московской электронной системе А.А. Венедиктов объясняет, что 300 тысяч избирателей неожиданно воспользовались правом переголосования – и бедная система захлебнулась. Ну да, для супер-надежной современной системы, отразившей все атаки тевтонских псов-хакеров, пересчитать и заново учесть 300 тыс. файлов – поистине неподъемная задача…

На моей памяти – а я очень близко наблюдал работу ГАС «Выборы» с момента ее внедрения в 1995 г. — подобных перерывов в процессе презентации данных в ночь голосования не случалось. Точнее случались, но лишь в исключительных случаях и в отдельных региональных звеньях. Чаще всего в Татарстане или в Башкирии, обычно на два-три часа – и все в Федеральном Центре Информатизации при ЦИК понимали, что это время было нужно республиканским фальсификаторам, чтобы еще разок «подправить» протоколы перед заправкой в компьютер. С тех пор прошло 30 лет, на совершенствование системы были затрачены миллиарды долларов. И вот результат: стоит вся страна. Дело в том, что система просто не может сломаться вся целиком и сразу, потому что она территориально распределенная: если тормозит один региональный фрагмент, все остальные работают и исправно поставляют свои цифры.

Люди со скошенными от постоянного вранья глазами нам объясняют, что в Москве, мол, пришлось пересчитывать протоколы по нескольким участкам – там, где результаты получились слишком близкими. Объяснение заведомо не катит: во-первых, где данные по остальным сотням и тысячам московских, да и не только московских участков (в нормальных условиях они продолжают поступать в Центр, в результате общая картина постоянно пополняется и обновляется), а во-вторых рабочая практика заключается в том, что протоколы сначала вводят в систему, а уж потом – если возникает скандал, судебные разбирательства и пр., то принимается (исключительно редко!) решение о пересчете. Сейчас, оказывается, «пересчитывают» еще до ввода. В массовом порядке? Горячий привет братскому Татарстану.

У всего этого дружного молчания может быть лишь одно – предельно понятное и вполне тошнотворное объяснение. По всей стране «первичные» результаты — тоже далеко не стерильные, уже включающие в себя рутинные приписки в электоральных султанатах – оказались остро неприемлемыми для властной вертикали. То есть обычного административного ресурса ей уже не хватает для надувания необходимого процента. И начальству пришлось притормозить данные не по отдельным регионам с давно заслуженной репутаций электоральных жуликов – а по всей стране целиком.

Еще во времена блаженной памяти В.Е. Чурова мне приходилось писать и говорить, что электоральную систему поставили на рельсы чеченизации. Или, если угодно, возвратной советизации. Чечня и на этот раз не подвела – явка опять превышает 90% при — можно не сомневаться – столь же монолитном проценте за «ЕР». Новость в том, что партии власти этого уже не хватает, чтобы остаться на плаву. Мы ехали, ехали по чуровским рельсам – и вот, наконец, приехали.

На часах 4 утра – а данные опять в час по чайной ложке. Проблема в том, что передернуть, не оставляя следов – тем более в электронном голосовании — технически невозможно. Слишком много людей слишком многое видят и знают. В электоральных султанатах следы тоже более чем очевидны – но тем и хороши подобные режимы, что умеют накинуть платок на каждый роток и веревку на каждую шею. Теперь вопрос встал во всей своей предсказуемой простоте: для сохранения богоспасаемой стабильности начальству придется по султанскому обычаю накинуть платок с веревкой и на всю остальную страну тоже.

Разработчики электронного голосования знают, что происходит. Члены избирательных комиссий самого разного уровня тоже знают. Партийные активисты тоже… Э.А. Памфилова уже заявила, что нарушений на выборах стало на порядок меньше. Ну да, конечно – если фальсификат вместо исключения из правил считать правилом. К 5 утра – последняя новость — ЦИК с грехом пополам представил протоколы с половины избирательных участков…

Да, завтра страна проснется в новой реальности. С добрым утром. Это что за остановка – Бологое или Поповка? Белоруссия, Чечня, далее по всем пунктам. А так — все нормально. Потому что понемногу меняется представление о норме.
Текст: Дмитрий Орешкин

21.9.2021

Следующая запись

Предыдущая запись