Не сходится? Подгоним

Не сходится? Подгоним

Нарушение процедур голосования и подсчета на участках стали традицией на любых выборах в России. Выливается все это, как правило, в подгонку итогов под контрольные суммы или еще хуже – под числа, указанные в ТИК. Как это происходило в Кемерово, рассказал наш координатор Михаил Алексеев.

Отчет

8 сентября 2013 года я принимал участие в выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва в качестве члена областной Избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенного Региональным отделением политической партии «Гражданская платформа». В 9 часов утра мне поступило сообщение от кандидата в депутаты по одномандатному округу Павла Будникова о том, что на участке № 245 задержаны граждане, пытавшиеся вбросить в урны для голосования пачки бюллетеней. Примерно через полчаса я прибыл на участок, как раз в тот момент, когда троих задержанных, выводили из помещения участка для доставки их в отделение полиции. Задержаны были две пожилые женщины и молодой парень. Изъятые у задержанных, бюллетени были в моем присутствии избирательной комиссией переданы по акту сотрудникам полиции. Выборы на участке были приостановлены до принятия комиссией какого-либо решения в связи со сложившейся ситуацией.

Участковая комиссия участка № 245, под руководством своего председателя – Ильенко Светланы Викторовны срочно собралась на чрезвычайное заседание. На заседании заслушано заявление члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, рекомендованного партией «Яблоко», Натальи Остертак о том, что она видела, как некие граждане произвели вброс пачек бюллетеней и в первую и во вторую урны для голосования. Затем Наталья задержала троих граждан, пытавшихся произвести вброс. Слова Натальи Остертак подтвердила Татьяна Протас – член участковой избирательной комиссии с совещательным голосом, назначенная партией «Справедливая Россия», а также наблюдатель от КПРФ. Остальные члены комиссии, как обычно, «ничего не видели». Уполномоченный представитель партии «Справедливая Россия», депутат Государственной Думы Гартунг Валерий Карлович, так же присутствовавший на заседании комиссии, внес предложение опечатать урны, посчитать количество выданных бюллетеней, поставить новые ящики для голосования и продолжить выборы. Я поддержал это предложение, ибо факт вброса был подтвержден с полной очевидностью. Присутствовавший тут же председатель территориальной избирательной комиссии Кировского района Курушин Алексей Николаевич заявил, что резервные урны для голосования в округе отсутствуют, и комиссия приняла решение продолжить голосование на участке, не смотря на выявленные факты вброса.

Сразу после заседания комиссии я ознакомился со списками избирателей. По состоянию на 11 часов 25 минут на участке проголосовало 96 избирателей. Затем я потребовал пересчета не выданных бюллетеней. С большим трудом после долгих препирательств мне удалось настоять на проведении этой процедуры. Ознакомившись с ведомостями выдачи бюллетеней членам избирательной комиссии, я обнаружил, что двое членов комиссии: Ковалева К.М. и Борецких О.В. не расписались за полученные бюллетени. В срочном порядке были пересчитаны выданные им бюллетени и надлежащим образом (но задним числом: Ковалева расписалась в ведомости в 13 часов 26 минут, а Борецких – в 13 часов 52 минуты) оформлена ведомость. После подсчета бюллетеней на столах и сверки списков избирателей: проголосовавших избирателей (а соответственно и выданных бюллетеней) на 14 часов оказалось 176 человек, из сейфа были извлечены и пересчитаны, хранившиеся там, бюллетени. Не хватило порядка 700 штук. Тут же из-под письменного стола была извлечена картонная коробка с бюллетенями. Но даже с учетом найденных под столом бюллетеней не хватало 200 штук. После некоторого замешательства, аккуратная пачка из 200 бюллетеней была извлечена из шкафа, где она была тщательно припрятана среди папок с бумагами. Таким образом, в конце концов, баланс количества бюллетеней сошелся. Мною была подана жалоба в ТИК на нарушение порядка хранения бюллетеней. Затем я проинструктирован члена комиссии Наталью Остертак о необходимости контролировать правильность ведения списков избирателей, и отбыл на участок № 327, расположенный в Лесной Поляне, где, по моим сведениям, был также зафиксирован вброс.

На участке № 327 я потребовал, предоставить мне возможность ознакомиться со списками избирателей и не выданными бюллетенями. Председатель участковой комиссии участка № 327 Грачев Игорь Николаевич в письменной форме отказал мне в моем законном праве ознакомиться с документами участковой избирательной комиссии. Мною была подана жалоба в ТИК Рудничного района города Кемерово. Однако тут мне поступил звонок от Натальи Остертак о том, что ее решением комиссии отстраняют от работы. Я немедленно вернулся на участок № 245.

В моем присутствии Наталье Остертак было выдано решение комиссии о ее отстранении от работы и (!!!) удалении из помещения избирательного участка. Таким образом, до окончания голосования мне пришлось лично контролировать правильность работы комиссии со списками избирателей. В 20 часов 00 минут голосование на участке было закончено, и комиссия приступила к подсчету голосов. В ходе подсчета я настоял, чтобы бюллетени из стационарных ящиков для голосования не высыпались, а вынимались таким образом, чтобы не произошло их перемешивание. В ходе выемки бюллетеней из ящиков мною были зафиксированы три свернутые пачки из восьми бюллетеней (четыре бюллетеня по одномандатному округу и четыре – по единому). Пачки были обнаружены в обеих урнах. Пачки бюллетеней были осмотрены комиссией, посчитаны и отложены в сторону, во всех бюллетенях отмечены: партия «Единая Россия» и кандидат по одномандатному округу Мищенко В.В.

При подсчете общего количества извлеченных из урн бюллетеней выяснилось, что количество извлеченных из урн бюллетеней ровно на 12 штук превышает количество бюллетеней выданных избирателям. Бюллетени пересчитывались несколько раз в присутствии многочисленных наблюдателей, в том числе в присутствии депутата Государственной Думы Гартунга В.К. и кандидата в депутаты Областного совета Будникова П.А. Подсчет количества бюллетеней контролировался мною лично. Бюллетени были осмотрены членами комиссии, которые опознали свои личные подписи на бюллетенях. Таким образом, подвести итоги голосования на участке было невозможно. Комиссия большинством голосов в присутствии наблюдателей, представителей вышестоящих комиссией, представителей Партий и кандидатов большинством голосов приняла решение о невозможности подведения итогов, после чего я убыл в Территориальную избирательную комиссию для контроля правильности подведения итогов в округе.

Однако через некоторое время мне поступили сведения, что комиссия участка №245 все-таки решила подвести итоги и составить протокол по фактическим данным. Мне пришлось вернуться на участок. К моменту моего прибытия подсчет голосов был закончен и составлен итоговый протокол, в котором зафиксировано превышение количества, найденных в урнах, бюллетеней над количеством выданных, бюллетени были упакованы в ящик и опечатаны. Протокол вместе с опечатанными бюллетенями был передан в Территориальную избирательную комиссию Кировского района города Кемерово. Территориальная комиссия приняла решение о пересчете погашенных бюллетеней участковой избирательной комиссией в присутствии представителя ТИК. Ящики с бюллетенями вновь были доставлены в помещение участковой избирательной комиссии, где была предпринята попытка пересчитать погашенные бюллетени. Пересчет проводился путем разделения общего количества бюллетеней на отдельные пачки, количество бюллетеней в пачках подсчитывалось членами комиссии одновременно, затем полученные данные, объявляемые устно, суммировались. Подсчет производился несколько раз (около пяти раз) всякий раз в результате оказывалось различное количество, причем результаты отличались на несколько десятков (до 50 бюллетеней). Представитель ТИК неоднократно требовала от комиссии получения нужного результата, громко оглашая, какую именно сумму должна насчитать комиссия. В конце концов, комиссия начала открыто подгонять результаты подсчета под нужное количество, перекладывая бюллетени из пачки в пачку и согласовывая друг с другом количество бюллетеней в каждой пачке. Я потребовал прекратить этот фарс. В результате комиссия большинством голосов приняла потрясающее решение занести в протокол цифру наиболее близкую к требуемому результату (!!!), что и было сделано. Бюллетени были повторно опечатаны и вместе с исправленным протоколом доставлены в ТИК.

Территориальная комиссия приняла решения самостоятельно провести пересчет бюллетеней. В присутствии членов Территориальной избирательной комиссии Кировского района города Кемерово, членов участковой избирательной комиссии участка № 245, наблюдателей, представителей партий и кандидатов в депутаты, в присутствии членов областной избирательной комиссии с правом совещательного голоса были вскрыты опечатанные коробки с бюллетенями и произведен повторный пересчет голосов. Чудесным образом количество бюллетеней в коробках оказалось меньше количества бюллетеней выданных избирателям. Тут я обратил внимание, что на коробках, в которых были опечатаны бюллетени, указано количество бюллетеней не такое, которое было посчитано первоначально и зафиксировано в первоначальном протоколе участковой комиссии – 297 штук, а то количество, которое выяснилось только после вскрытия и пересчета в территориальной комиссии – 284 штуки. Из пояснений председателя участковой комиссии Ильенко С.В. выяснилось, что 12 бюллетеней по одномандатному округу и 12 бюллетеней по единому округу не были опечатаны вместе с остальными бюллетенями, а хранились у нее лично в неопечатанной папке. Найденные бюллетени были приобщены к остальным. В результате количество бюллетеней по единому округу все-таки оказалось меньше количества выданных, а количество бюллетеней по одномандатному округу превысило количество выданных на 9 штук. Выборы по единому округу были признаны территориальной комиссией состоявшимися. Бюллетени по одномандатному округу были переданы полиции по акту для дальнейшего разбирательства.

11 сентября 2013 года состоялось заседание Избирательной комиссии Кемеровской области, на котором я присутствовал, как член комиссии с правом совещательного голоса. Комиссия утвердила итоги выборов по единому округу, при этом члены комиссии с правом совещательного голоса не были ознакомлены с итоговым протоколом (проектом протокола) до момента голосования. Мои протесты по этому поводу были отклонены председателем Комиссии Емельяновым Ю.П. При подведении итогов по одномандатным округам, мною был задан вопрос о ситуации на участке № 245. Областной комиссии была доложена следующая информация: среди бюллетеней, переданных в полицию, было найдено 15 ксерокопий. Таким образом, количество действительных бюллетеней оказалось меньше количества выданных. Территориальная комиссия на своем заседании подвела итоги голосования на участке № 245. При этом меня лично никто не известил о таком заседании, по моим сведениям никто из присутствовавших при первоначальном подсчете голосов на участке № 245 не был извещен о проведении повторного пересчета голосов.

Михаил Алексеев, член областной Избирательной комиссии с правом совещательного голоса, Кемерово. Фото Алексея Сорокина

16.9.2013

Следующая запись

Предыдущая запись