Из всех кандидатов в мэры Москвы у Сергея Собянина самый красивый сайт с инфографикой и большим количеством материалов о городе и людях, поддержавших самовыдвиженца. Предвыборная программа полна цифр и излучает оптимизм. Главную страницу сайта не украшает большая фотография героя, заботливо (или озабоченно) смотрящего на вас (или вдаль), что выгодно отличает его от сайтов других кандидатов. Я позвонила по указанным телефонам и изложила свою просьбу посетить общественный штаб Собянина, одну из его пресс-конференций или агитаций. Молодой человек аккуратно записал мои контакты. Вечером мне перезвонили из пресс-службы и подробно расспросили, кто я и чего хочу. Выяснилось, что при предвыборном штабе есть пул аккредитованных журналистов, которые участвуют в пресс-конференциях. Соответственно, неаккредитованные журналисты информацию о работе штаба и кандидата из первых рук не получают.
- Куда мне отправить заявку для аккредитации?
- Запишите адрес пресс-службы, - ответил мой собеседник. – А общественный штаб у нас открыт для всех, туда можно прийти в любое время.
Ответа на свою заявку я жду пятый день, а покуда решила отравиться в штаб независимого ни от какой партии кандидата в мэры. У подъезда по адресу улица Бахрушина дом 30 стоял ряд автомобилей и пара скучающих шоферов.
- Где здесь кафе? – cпросил меня вышедший на крыльцо молодой человек.
- Я сама здесь ничего не знаю, первый раз в штаб приехала, - ответила я.
- Так заходите скорее, - сказал он и убежал.
Я прошла в помещение, устланное мягкими коврами, но недалеко. Меня остановили два розовощеких охранника на рецепшене.
- Вы куда?
- Я журналист, хочу посмотреть, как работает штаб.
Меня вежливо попросили подождать. Трое людей рядом со мной заполняли какие-то бланки и ждали очереди в общественную приемную. Через несколько минут ко мне подошел сотрудник штаба и стал объяснять, что я должна связаться с пресс-службой, потому что так положено. Журналисты всегда общаются только с пресс-службой, настаивал он и даже стал писать мне на листочке телефон сотрудницы.
- Вы здесь мешаете, отвлекаете людей от работы. Будете тут ходить, снимать.
- А здесь что-то секретное, что нельзя снимать?
- Вы когда приходите в какое-то учреждение, вы же не пристаете к рабочим, а разговариваете с пресс-службой, - чиновник немного кипятился.
- Ровно наоборот. И потом есть же закон о СМИ, где журналист имеет право узнавать информацию от кого угодно, – это подействовало, и он повел меня смотреть штаб.
- Это - общественная приемная для граждан.
- Можно туда зайти?
- Конечно, нет! – воскликнул мой провожатый. – Там люди излагают свои просьбы, они могут быть деликатными, не для посторонних.
Но дверь в приемную все-таки открыл. В маленькой комнатке за столами сидели две женщины и принимали жалобы от москвичей. Перед ними высились пачки бумаги.
- Это наша юридическая служба. Это конференц-зал, где проходят планерки, - мы быстро пробежали по коврам туда-сюда и остановились перед закрытыми дверями с табличками.
- Это кабинет руководителя штаба Людмилы Швецовой.
- Где вы обучаете наблюдателей? – спрашиваю я.
- Пока не обучаем, только идет набор, – мы подошли к стойке с компьютером. – Любой может записаться в наблюдатели здесь или на сайте. Кстати, скоро на сайте появится счетчик количества наблюдателей. Вот и все, что я могу вам показать.
Две секретарши за стойками одобрительно захмыкали. Сфотографироваться и назвать имя чиновник отказался.
- А то напишете потом в репортаже, что я вам то-то и то-то сказал, - он улыбнулся и уже вполне миролюбиво указал мне на выход.
Сжимая в руке заветный стикер с номером пресс-службы, я попрощалась. Как ни краток был мой визит, а все лучше, чем никакого. КПРФ, к примеру, вообще не пускает в свой предвыборный штаб посторонних, а для интервью приглашает журналистов в Госдуму. Небольшое, но утешение.
Татьяна Пичугина специально для «Гражданина Наблюдателя».
Фото Татьяны Пичугиной, 14 августа 2013 года.