"Где моя доля?"

"Где моя доля?"

У кандидата в мэры столицы Алексея Навального - самая короткая предвыборная программа. Что неудивительно, когда ему ее писать, ведь он каждый день по несколько раз встречается с москвичами. Детали программы он разъясняет устно со сцены. Прямо таки разжевывает как в школе. Корреспондент «Гражданина Наблюдателя» побывала на встрече в Митино 12 августа и узнала, что жжет душу Навального.

Как типичный «либерал», «демшиза» и «офисный хомячок», я не смотрю телевизор и узнаю новости «в этом вашем фейсбуке». А фейсбук постоянно напоминает мне о Навальном, кочующем по городу с агитационными целями. Я открыла сайт http://navalny.ru/programm/ самого скандального кандидата в мэры столицы, чтобы посмотреть расписание встреч с избирателями. Но его там не было. Я посмотрела, как монтируют кубы, почитала предвыборную программу в модном нынче формате инфографики и набрала телефон штаба. На том конце мне объяснили, что анонсы встреч на сайт не размещают специально. Объявления расклеивают накануне в районе, где планируется акция, потому что хотят собирать только местных жителей. В воскресенье уже были встречи в Крылатском и Строгино, а вечером в 20.00 пройдет в Митино. Я приехала за несколько минут до начала.
– Сейчас Навальный придет, – мужчина у пешеходного перехода вытянул шею, видимо, раздумывая, переходить ему на площадь к торговому центру или нет.
– Он тебе нужен? – раздраженно ответила его спутница, потянув его в другую сторону.
Мне показалось странным, что молодой подтянутый кандидат в мэры мужчину интересует больше, чем женщину, но, как я убедилась позже, мужской электорат Навального довольно активен. На площади перед ТЦ «Митино» уже была собрана сцена, а по бокам установлены те самые кубы, за которые одни хвалят Навального, считая их гениальным изобретением, другие брезгливо морщат нос. Играл французский шансон, гармонируя с праздничной толпой людей всех возрастов. Перед сценой на стульях сидели немощные и инвалиды. Навальный в полосатой майке появился точно в восемь, энергично вбежал на сцену, взял в руки микрофон и начал с комплиментов жителям, не забыв покрасоваться.
– Говорят, Митино – самый продвинутый район Москвы. Извините, что не пришел к вам раньше, много встреч (это 45-я встреча – прим. ТП), и все на свежем воздухе. Видите, какой у меня загар.
Алексей кратко рассказал о себе: вырос в семье военного и часто переезжал, уже 17 лет живет с семьей в Марьино, его дочери 11 лет и она ходит в обычную школу, сыну пять лет и он ходит в обычный садик во дворе дома. По образованию юрист и работает адвокатом. Занимается антикоррупционной деятельностью в сфере госзаказов.
– Что вы обо мне слышали? – обратился он к жителям в своей обычной провокационной манере.
– В тюрьму посадили, – охотно поддакнули митинцы.
На этом не самом главном своем достижении Навальный останавливаться не стал и рассказал о более важных делах – борьбе и судах против Роснефти, Транснефти и Газпрома как миноритарный акционер.
– Я считаю, что они [государственные нефтегазовые компании] меня лично ограбили, меня лично обидели. Вы знаете, на чем зарабатывает Россия? – кандидат снова обратился к людям с детским вопросом. Ответ на него знал каждый из присутствующих и потому радостно выкрикнул словно школьник, которому попался счастливый билет. А Навальный ударился в подсчеты, сколько нефти и газа продано при Владимире Путине, сколько денег заработано и кто кому сколько должен. По его словам, за 15 последних лет горючего топлива продали на три триллиона долларов, поэтому на каждого жителя страны приходится по 640 тысяч рублей.
– Это наша доля в нефтяных доходах, – сказал Навальный.
Выяснив, что эта доля осела в чужих карманах, Навальный загрустил. А потом решил пойти в Роснефть и Газпром и спросить, где его доля. Ответов он ждет до сих пор. Нынешнее распределение доходов кажется ему несправедливым, то ли дело в Советском союзе. Тогда было видно, куда шли нефтедоллары – в строительство жилых кварталов и научных городков, в развитие науки. Огромные здания НИИ, разбросанные по всей стране, – это те самые брежневские нефтедоллары.
– Мы создали самую большую армию в мире. Мы кормили другие страны в Африке, Азии и Латинской Америке. Мы строили дороги, развивали образование, здравоохранение. Все, чем пользуемся, построено тогда. А что построили за путинское время? Назовите хоть одно крупное промышленное предприятие, построенное за последние 15 лет?
На площади собралось уже несколько сотен человек, но все, что смог вспомнить коллективный разумы, – это Сколково и Роснано. Даже нефтеперерабатывающего завода ни одного не построили, на всякий случай уточнил кандидат. Этот факт породил следующую порцию вопросов к властям.
– Где мои образование, здравоохранение, космическая промышленность? Железные дороги? Знаете, сколько в России строят железных дорог? В год столько, сколько в Китае за неделю, а в Китае нет ни нефти ни газа (эту ошибку делают многие. Китай занимает 9-е место в мире по запасам нефти, и 20-е – по запасам газа – прим. ТП).
Досталось и международным рейтингам, в которых России нечем гордится. И все потому, что из кармана Навального вытащили 640 тысяч рублей, а если пересчитать на всех членов его семьи, то 2,5 миллиона. Зато теперь понятно, почему он порой бывает излишне эмоционален: отобранная государством доля жжет душу. Казалось бы, причем здесь выборы мэра Москвы?
- Я такой же москвич, как и вы. Мне приходит квитанция на 9,5 тысяч рублей за квартиру в панельном доме, – борец с государственной коррупцией перешел, наконец, к теме, которая волнует собравшихся.
Он пообещал, что, будучи мэром, проведет аудит тарифов ЖКХ и добьется от Мосводоканала снизить цены на воду. А то прибыль 3 миллиарда в год получают, а тарифы повышают. Где логика? А стоимость квадратного метра обслуживания в Москве? Ни в какие же ворота не лезет: 25 рублей за метр в Москве, 15 рублей – в Ярославле, 21 рубль – в Екатеринбурге. Почему москвичи должны платить больше, чем в других городах?
Затем Навальный обличил московское здравоохранение, выделяющее 20 тысяч рублей в год на каждого жителя столицы, а услуги оказывающее из рук вон плохо. Неработающие электронные регистратуры, очереди на УЗИ.
– Кто из вас ходил в районную поликлинику? - из толпы нерешительно потянулись руки.
– А кто не ходил давно? – лес рук.
– Вот видите! А деньги выделены на каждого, – победно воскликнул Навальный и заверил, что он разберется с закупками оборудования в медицине и помешает чиновникам и главврачам становиться долларовыми миллионерами.
Спикер перешел к гвоздю своей предвыборной программы – проблеме мигрантов. Ради нее он, как выяснилось, залез на сцену в Митино, чем немедленно сорвал аплодисменты. Главной мерой по борьбе с мигрантами Навальный считает введение визового режима со странами СНГ. Кандидат просветил москвичей и на счет бюджета города, который составляет 1, 63 триллиона рублей в год и уступает только Нью-Йорку и Шанхаю. Тогда как по качеству жизни город занимает 154 место. Ну, куда это годится? Из проблем Митино Навальный отметил только строительство Северо-западной хорды, которая стоит 70 миллиардов рублей, хотя можно было обойтись в два раза дешевле.
Кандидат в мэры завершил свое выступление и призвал задавать вопросы. Самыми смелыми оказались девушки.
– Зачем вы взяли голоса «Единой России»? – спросила одна хрупкая барышня.
Навальный объяснил, что под угрозой развертывания кампании за бойкот выборов он заставил мэрию зарегистрировать его в качестве кандидата. Поскольку муниципальные депутаты от «Единой России» сами принесли ему голоса, то отказывать не имело смысла. Это был явно компромисс с властями, что говорит в пользу Алексея, которого нередко обвиняют в неумении договариваться.
Из общения с митинцами стали ясны некоторые детали его программы, не вошедшие в текст, размещенный на сайте кандидата. Например, Навальному нужны в Москве парки, чтобы гулять. Он хочет помочь малому бизнесу, ради чего готов разоблачить вороватых директоров НИИ, сдающих в аренду по дешевке свои гигантские здания, построенные, как мы уже знаем, на советские нефтедоллары. Как это поможет именно малому бизнесу, осталось неясно. А Навальный уже перешел к подрядчикам на строительства в столице. Их будут выбирать только по тендеру, никакой семейственности и друзей. И мировых судей, оказывается, тоже можно выбирать, а не назначать.
Закапал дождик. В толпе стали ходить молодые люди и услужливо раздавать голубые зонтики. Навальный попрощался, но уйти ему не дали. Мужчины, до сего момента в основном безучастно слушавшие речь кандидата, образовали вокруг него плотное кольцо. Протиснуться и узнать, о чем речь, не было никакой возможности. Вместе с французской журналисткой из Le Monde я встала под голубой зонтик к случайной девушке.
– Я хотела найти среди людей кого-то, кто против Навального, но не смогла, – посетовала коллега.
Дождь усилился, а Навальный все еще находился в кругу поклонников. Молния осветила Митино, и небеса не выдержали, треснули. Вода полилась сверху стеной. Алексей побежал к машине, мужчины – за ним. А остатки толпы укрылись в Макдональдсе и начали постить фотки с митинга в твиттер и фейсбук. А я, рассекая бампером лужи Мякининского шоссе, задумалась: дадут ли Навальному также бодро добежать до 8 сентября?

Татьяна Пичугина специально для «Гражданина Наблюдателя».

На фото: Встреча Алексея Навального с жителями Митино 12 августа 2013 года. Фото Татьяны Пичугиной

13.8.2013

Следующая запись

Предыдущая запись