Отчет о работе наблюдателя в УИК 3028, район Крюково, Москва, 4 декабря 2011 года
Аннотация: несоблюдение требований к оформлению избирательно участка в день голосования, нарушение порядка голосования на дому, выдача неверной формы копии протокола и отказ выдать верную копию протокола, побег членов УИК без итогового заседания.
Автор: Шапкина Екатерина Евгеньевна

  Результат протокола УИК, полученного наблюдателями Официальный результат по данным Мосгоризбиркома
Справедливая Россия 122
17.23%
122
17.23%
ЛДПР 101
14.27%
101
14.27%
Патриоты России 10
1.41%
10
1.41%
КПРФ 167
23.59%
167
23.59%
Яблоко 91
12.85%
91
12.85%
Единая Россия 200
28.25%
200
28.25%
Правое Дело 6
0.85%
6
0.85%

В качестве предисловия - главное, что результаты “копии протокола” совпали с результатами Мосгоризбиркома...
Описывать буду только то, что отклоняется от нормального выборного процесса.

Часть 1.
Знакомство.
Не заладилось с членами УИКа 3028 ЗелАО с самого начала.
3 декабря я и коллега-наблюдатель Глотов Андрей отправились на знакомство с членами комиссии. Ко мне, как наблюдателю от СМИ, возникли непонятные претензии по документам (требовали заверенную нотариусом копию аккредитации СМИ и т п). Но в итоге, “дали согласие” на мое присутствие 4 декабря на выборах.

Часть 2.
До голосования.
4 декабря. Тестирование КОИБов по каким-то причинам началось позже обычного, в 8.30. Результатом этого стало то, что члены комиссии не нашли времени ознакомить наблюдателей со списком избирателей. Но после начала голосования один из наблюдателей все равно добился ознакомления со списками.

Также до начала голосования я обратила внимание членов комиссии на то, что на стенде отсутствует информация о каждой из партий. На что мне председатель комиссии сказала, что от ТИКа не поступила печатная продукция.

Часть 3.
Ошибка? при внесении избирателя в список.
Произошел такой случай: избиратель пришел голосовать, а за него уже кто-то это сделал. Член комиссии, который вносил данные, сказала что она перепутала между собой строчки и записала этого человека (по его согласию) на строчку выше. Так как это был единичный случай, мы решили что это действительно ошибка и не стали писать жалобу.

Часть 4.
Эпопея со стендом.
После обеда я решила пройтись по школе, в которой находился наш избирательный участок. На других УИК, расположенных в этой школе, я увидела, что везде такая информация о партиях есть и развешана на обозрение.
Я обратилась к председателю с просьбой вывесить информацию о партиях, предложила помощь в этом сложном деле, но получила отказ в форме “у нас все хорошо”. После этого я и мои коллеги-наблюдатели написали и подписали жалобу. Комиссия жалобу приняла, что-либо делать отказалась и мало того, со мной начала конфликтовать заместитель председателя УИКа. Полицейский, приставленный на участок не вмешивается. Конечно, все были в шоке от такой развязки событий и снять получилось только малую часть того, что происходило. Основной мотив поведения секретаря был в том, что я мешаю работе комиссии и до подачи жалобы ничего не сказала о нарушении. Видео.

Часть 5.
Голосование вне помещения для голосования.
В общем, данное голосование осуществлялось в рамках закона, но есть некоторые моменты, которые противоречат законодательству.
Так, когда наблюдатели спрашивали избирателя, вызывал ли он он голосование на дом, следовал отрицательный ответ. Социальный работник, по словам голосующих, записывал в УИК избирателя, а после этого уведомлял избирателя о том, что к нему придет на дом комиссия. Но ситуация осложнилась тем,что сами избиратели отказывали писать жалобы (видео). Конечно, мы написали жалобу и конечно от нее “отмазались”

Часть 6.
Сотрудник уголовного розыска.
В какой-то момент в объектив моего фотоаппарата попал мужчина в черном одеянии. Он это увидел и пригрозил, что если я его буду снимать, он отнимет у меня камеру. Потом он подошел и потребовал документы у наблюдателей, переписал данные и сказал, что мы неадекватно себя ведем (в этот момент мы сидели на стульях и ничего вообще из ряда вон выходящего не делали). В ответ мы тоже спросили у него документы, он быстро их показал, не дав толком прочитать, сразу же отошел. Судя по документам, это был сотрудник уголовного розыска (потом это подтвердил и сотрудник полиции, прикрепленный к участку). В общем, было не понятно, что он там делает и что хочет.

Часть 7.
Гашение бюллетений из КОИБа.
После того, как были погашены неиспользованные избирательные бюллетени, произведен подсчет по списку избирателей (раза с десятого), распечатаны результаты голосования из КОИБа, проверены контрольные соотношения, началась упаковка документов. При этом члены комиссии начали гасить бюллетени из КОИба. Когда мы подняли панику и начали звонить в штаб, чтобы выяснить должно ли так быть, гашение бюллетеней было прекращено. До сих пор не ясно: нужно ли гасить бюллетени, если нет- зачем они это делали.

Часть 8.
Выдача копий протоколов
Комиссия удалилась для рассмотрения жалоб и подписания копий протоколов (заявления на получение копии было написано каждым из наблюдателем и подписаны членами УИК). Дальше начинается настоящий эпик фэил.
После очень и очень долгого ожидания председатель, заместитель председателя и секретарь спокойно выходят из своей комнаты и направляются к выходу. Мы их останавливаем, требуем копии протоколов, на что получаем ответ, что позже мы все получим, а сейчас им нужно в ТИКэ (Видео). Мы пытались их задержать, вызвали наряд полиции (который конечно не успела к кульминации событий). Вообще там происходил какой-то кошмар - набежали полицейские со всех участков школы, бегал какой-то человек из муниципалитета (которого не раз пришлось выпроваживать с процедуры после голосования), но они никак не воздействовали на ситуацию и в итоге члены комиссии убежали из помещения (нарушив при этом положение об итоговом заседании).
После этого дали “копии протокола” в виде распечатки с КОИБа в формате А4. Ошибка наша в том, что после получения этих (по словам оставшегося члена УИК - “не копии, а настоящего протокола”) протоколов, мы расписались за получение. Вообще, просто никто не ожидал что может возникнуть такая ситуация, что члены УИК убегут и мы растерялись.
Но несмотря на все это, данные с распечатанной бумажки с КОИБа совпали с данными на сайте Мосгоризбиркома. Не понятно, почему тогда комиссия себя так вела...

В фильме снимались

Члены комиссии:
Секретарь - Чунина Светлана Анатольевна
Председатель - Калыкова Галина Владимировна
Заместитель председателя- Калыкова Валерия Сергеевна
На фото слева направо - заместитель, председатель, секретарь

Наблюдатели с “гражданин-наблюдатель”:
Андрей Глотов
Руслан Вялитов
Екатерина Шапкина

Наблюдатель от КПРФ
Геннадий Федатовский

Еще там была наблюдатель от “Единой России”, но она была пассивна.