Тихий Егорьевск

Тихий Егорьевск

На внеочередные выборы главы Егорьевского района 22 декабря приехала объединенная команда наблюдателей от «Гражданина Наблюдателя» и СОНАР, которая распределилась по УИК и мобильным группам. На пост главы района претендовали семь кандидатов. Лидером считался действующий глава, единоросс Александр Гречищев. До последнего момента ему противостоял Евгений Дорожкин, известный в городе человек, руководивший местным УВД 15 лет. Его сняли незадолго до выборов из-за неверно оформленных подписных листов, так что интрига пропала.
Утро началось бодро: от наблюдателей поступила информация о скоплении «газелей» и людей на улице Владимирская 7. Почуяв карусель, они устроили проверку и выяснили, что это практически коллеги - наблюдатели от кандидата Руслана Болдырева. Был еще сигнал о возможной карусели – по словам кандидата Алексея Каныгина, из Шатуры приедет автобус. Позже выяснилось, что люди из Шатуры действительно были, но они тоже работали наблюдателями. Я обнаружила их на УИК 515 и 516, они приходили с мандатами от Справедливой России.
На этом можно было бы репортаж со дня выборов в Егорьевске и закончить. Наблюдатели с УИК, если и звонили, то только отрапортовать явку. В девятом часу вечера уже пошли сообщения о результатах выборов. Да, что говорить - в ТИК первую жалобу подали только в шесть вечера, впрочем, к ТИК я еще вернусь. Вот некоторые сообщения с горячей линии «Гражданина Наблюдателя»:
- «из ТИК звонит человек и вводит в заблуждение: утверждает, что дополнительные листы не должны быть сброшюрованы». УИК 515.
- «В реестре для голосования на дому более 200 человек» УИК 542.
Длинные списки для надомного голосования изначально вызывали некоторое беспокойство, но знающие люди говорили, что такова специфика Егорьевского района. Был сигнал с УИК 516 о недооформленном реестре надомников на 101 человек и отклонении жалобы наблюдателей, но по факту оказалась скорее небрежность в оформлении, чем злой умысел комиссии. Мобильные группы объехали участки за пределами города, и на некоторых действительно обнаружили длиннющие списки надомников в местах, где располагались дома престарелых и диспансеры. Рекорд зафиксирован на УИК 541 в поселке Починки – с выездного голосования привезли 500 бюллетеней. Однако для деревенского района это считается нормальным, а к реестрам придраться не смогли – оформлены как положено. Проверить правильность этих сотен бюллетеней, если с урной не ходил наблюдатель, не представлялось возможным. Оставалось писать жалобы на тех участках, где реестры не показывали наблюдателям.
Вечером решили съездить в ТИК, чтобы увидеть, как зарегистрируют там ПСГ от кандидата Успенского. Мирно топчась в комнате и ожидая, когда освободится секретарь, чтобы отдать ей свою пресс-карту, я слушала светскую беседу членов избиркома с посетителями. «Какой популярный у нас район для кандидатов», «А вы имя своего ПСГ помните?», «Давайте я вас сфотографирую на фоне плаката с кандидатами, хоть память останется» и прочие шпильки в адрес баллотирующегося неместного жителя от партии пенсионеров. Наконец, меня записали, и я осмелела. Подошла к доске объявлений и решила сфотографировать прелюбопытную информацию о доходах кандидатов. Рано радовалась. Секретарь ТИК, пожилая и очень едкая дама, мгновенно меня одернула. По ее словам, я не имею права без разрешения проводить фотосъемку в ТИК. «Зачем вы так исподтишка снимаете, скрытно?», - распекала меня Татьяна Павловна при всем честном народе. Я сделала попытку загладить вину, но было поздно. Вытерпев показательную порку, я ретировалась в угол и оттуда уже наблюдала за первыми и, похоже, единственными наблюдателями, подавшими жалобу. По их словам, переносная урна № 1 исчезла из поля зрения наблюдателей на 5-10 минут, что незаконно. «Ну и что же могло случиться за 5-10 минут с урной?», - съязвила Татьяна Павловна. «В нее могли положить еще бюллетени», - громко парировал наблюдатель, и секретарь начала оформлять жалобу.
На 18.00 явка по Егорьевскому району составляла 20,59%. Уже в 20.30 позвонил наблюдатель с УИК 495 и зачитал итоговый протокол: 177 проголосовали, 164 действительных бюллетеня, Гречищев – 108, Зверева – 20, Куранов – 14, Бондарев – 12, Каныгин – 7, Успенский – 2, Гунько -1. Явка 10%.
Серьезных нарушений и происшествий мы не зафиксировали. Учитывая, что в Егорьевском районе установлены КОИБы, подсчет голосов обещал быть быстрым и предсказуемым. Все, что могли зачистить - зачистили до выборов, и результат известен заранее.

Татьяна Пичугина специально для «Гражданина Наблюдателя». Фото автора: Егорьевск УИК 516

22.12.2013

Следующая запись

Предыдущая запись